Вопрос интересный и на наш взгляд очень важный. Потому что верим, что покупатель нуждается в защите. Нет такого идеального сценария, при котором покупатель совершенно защищён. Поэтому если риэлторская компания выдаёт гарантийное обязательство — это хороший знак.
Но здесь надо разбираться. Как правило, риэлторское агентство выдаёт гарантийное обязательство о том, что, если будут какие-то проблемы у покупателя, например, он стал собственником, приобрёл квартиру с помощью компании, и у него потом возникают проблемы с правом собственности, т.е. кто-то оспаривает эту сделку. И агентство недвижимости, выдавая такое гарантийное обязательства, гарантирует, что вся юридическая защита будет за счёт этой компании. Это значит, что в компании думают о том, что такие ситуации возможны. Но, естественно, они не заинтересованы, чтобы они возникали, потому что придётся платить за юридические издержки.
Когда компания выдаёт гарантийные обязательства, у неё что-то есть в активах, чтобы гарантировать выполнение обязательств. Потому что один вариант, если агентство осуществляет свою деятельность в виде ИП или ООО, соответственно, имеет какие-то активы и нетрудно проверить, что происходит по счету этой компании. Совершенно очевидно, что суммы судебных издержек для неё будут вполне выполнимы. А другой вариант, если у компании размер уставного капитала всего 10 тыс. рублей и больше ничего нет, то, естественно, что она ничего гарантировать не может.
Если вы всё-таки выбрали такую компанию, то совершенно очевидно, что в ней выстроена такая система проверки документов, что вас будут отговаривать от сделок довольно часто, если выявляются какие-то риски. Это вполне нормально. Потому что компания будет стремиться переложить принятие решения на вас. В каких случаях это важно?
Наследство. В квартирах, в которых собственники недавно вступили в наследство. Наследство считается рискованной позицией, потому что нужно разбираться в том, что было с предыдущим собственником, от какого заболевания он умер, какие препараты принимал, спорили ли родственники или нет, все ли оповещены и т.д. Это один из вариантов.
Также есть такая банальная история, когда бывшая супруга начинает претендовать на квартиру. В одних случаях это беспричинно, и потом в иске отказывают. В каких-то случаях бывает, что покупатель начинает нервничать и взращивать. Есть ситуации, когда идут разбирательства по алиментам между супругами.
На наш взгляд также очень важная на сегодняшний день следующая история: когда идёт банкротство и выясняется впоследствии, что человек имел большие задолженности, и он стал распродавать своё имущество, а потом его признали банкротом. А дальше будет установлено, что распродавая это имущество, он деньги направлял не на то, чтобы погасить свои долги, которых больше, чем он может уплатить, а решал какие-то свои иные задачи. Тогда риск возникновения достаточно серьёзного судебного разбирательства очень велик. Поэтому это очень важный момент, чтобы покупатель чувствовал себя гораздо более уверенно.
Как проверить гарантийное обязательство агентства недвижимости
Во-первых, можете задать этот вопрос руководителю отдела, в котором вам предлагают услугу, и получите ответы об активах компании, если они есть. Во-вторых, можете воспользоваться открытыми базами, чтобы запросить информацию о том, что имеется в наличии у компании. В-третьих, можете сами себе задать вопрос: если компания известная и достаточно большая, то очевидно, что у неё есть определённые обороты.Также важно, чтобы у компании было имя, которое работает как бренд. Если будете дальше разбираться, то по одним именам больше негативных отзывов, по другим меньше. Но в целом, если вы видите, что у компании имя работает как бренд, репутация положительная, работает давно на рынке и она платежеспособна, то просто огласка истории о том, что вы купили квартиру, а вам не выплачивают по гарантийному обязательству - это неизбежно повлечет снижение стоимости бренда. И совершенно очевидно, что компания потеряет гораздо больше, чем если она выполнит свои гарантийные обязательства. Поэтому выбирайте компании, у которых есть мотивация отстаивать своё доброе имя. И если, допустим, компания работает более двадцати лет на рынке и её имя имеет стоимость, то тогда с такой компанией надо работать.